В самом сердце Ялты, на одной из тихих улочек, недалеко от канатной дороги, по адресу Войкова, 16, расположен старинный дом, внешне напоминающий крепость. Экскурсоводы называют его «дачей купца Михаила Мазараки».
О таинственном Михаиле Мазараки, якобы инициалы которого изображены на флюгере, ничего не известно. Современным туристам рассказывают о том, что здание мелькает на кадрах советского фильма «Приключения Буратино», который снимался на ялтинских улицах, или называют его «замок гречанки» со старинной татарской печью в подпорной стене. На деле же проем в стене служил другой цели — он давал доступ к инженерным коммуникациям по водоснабжению дома.
История особняка гораздо глубже и интереснее, чем в кратких рассказах, которые слышат посещающие Ялту туристы. На сохранившемся флюгере на крыше действительно есть буквы «М.М.», которые и позволили предположить, кто являлся владельцем особняка. Но эти инициалы означают не «Михаил Мазараки», а «Мария Мазараки».
Мария Максимовна Мазараки родилась в 1850 году в семье дворянина Максима Петровича Мазараки, владевшего землями в Роменском уезде Полтавской губернии. Став взрослой, она вышла замуж за своего дальнего родственника Петра Аркадьевича Мазараки, уроженца того же уезда. С разницей в 2 года у них родились сын Лев и дочь Елена — сестра и брат Мазараки.
Прямых упоминаний о том, что Мария Максимовна и ее семья владели домом в Ялте, нет, но есть небольшая заметка в журнале «Русская мысль» от 1904 года следующего содержания: «Вечная память незабвенному писателю и великому психологу А.П. Чехову. От ялтинских почитателей Елены и Льва Мазараки». Так сестра и брат Мазараки, дети Марии Максимовны и Петра Аркадьевича, выразили глубокую скорбь по поводу смерти великого русского писателя. Логично предположить, что они были лично знакомы с Антоном Павловичем.
В конце 19 века Ялта была небольшим, но очень популярным курортным городом. Сюда приезжали многие известные люди, и многие из них жили здесь постоянно. В их числе и Антон Павлович Чехов, дом которого располагался чуть дальше от побережья. Близким другом и врачом писателя был С.А. Елпатьевский, его особняк находится чуть выше «дачи Мазараки», на соседней улице. Вполне вероятно, что соседи бывали друг у друга в гостях и вместе с Чеховым проводили вечера в приятной дружеской беседе.
Напомним, что Антон Павлович Чехов долгое время был членом попечительского совета ялтинской гимназии. Он всегда был неравнодушен к образованию и воспитанию молодого поколения. О знакомстве с А.П. Чеховым и его влиянии на Льва Мазараки может свидетельствовать и тот факт, что в 1930-х годах Лев Петрович служил директором школы №15 в Севастополе — бывшего начального училища для мальчиков.
Таким образом, история дома-крепости на улице Войкова становится чуть более понятной. Его, скорее всего, построил для своей жены Марии Максимовны Петр Аркадьевич Мазараки. Помимо флюгера с инициалами владелицы, о настоящих хозяевах дома свидетельствует изображенный на стене у входа во двор фамильный герб Мазараки — яркое сияющее солнце.
В начале 1920-х годов особняк был национализирован и разделен на коммунальные квартиры. Он и сейчас является многоквартирным домом, но продолжает хранить неповторимую атмосферу и дух старинного дворянского рода Мазарки, величественно возвышаясь над окружающей застройкой.