Медицина

Ученые: полеты в космос значительно ослабляют иммунную систему человека

27 июня 2021

Результаты нового исследования показали, что полеты в космос ослабляют иммунитет. Соответствующий материал опубликован в издании Scientific Reports.

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Медицинского факультета Стэнфордского университета выяснили, что пребывание в космическом пространстве вызывают аномальную активность клеток, подавляющих иммунные ответы.

Ученые подвергли образцы крови человека воздействию имитации слабой гравитации или микрогравитации. Затем они использовали химическое вещество для имитации иммунного ответа в образцах крови и обнаружили, что регуляторные Т-клетки (Treg) подавляют любую иммунную активность.

Treg — это тип лейкоцитов, подавляющих другие иммунные клетки. Они становятся активными, когда инфекция больше не представляет угрозы, и помогают в профилактике аутоиммунных заболеваний.

Исследование показало, что в космосе Treg активируются, даже когда человек здоров и не инфицирован. Исследователи утверждают, что аномальная активация Treg является одной из причин слабой иммунной системы астронавтов. Это ослабленное состояние наблюдалось более чем у половины участников программы NASA «Аполлон». Они заболели простудой или другими инфекциями в течение первой недели после возвращения на Землю. У некоторых космонавтов «спящие» вирусы, такие как вирус ветряной оспы, также снова стали активными.

Глава исследования доктор Брис Годильер назвал влияние микрогравитации на здоровье космонавтов «двойным ударом» из-за ее негативного воздействия на другие иммунные клетки. Согласно результатам научной работы, кроме активации Treg, микрогравитация также ослабляет реакцию Т-клеток, отвечающих за обнаружение и уничтожение инфицированных клеток.

В целом, эти результаты могут помочь исследователям найти способы смягчить воздействие микрогравитации. По словам Джордана Спатца, участника исследования, и эффективные стратегии смягчения последствий сейчас важны как никогда, потому что многие из астронавтов стареют.

По его словам, опасения по поводу здоровья космических путешественников, вероятно, будут увеличиваться из-за развития космического туризма.

Источник: Scientific Reports