В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева рассказали, как непримечательная для историков икона оказалась интересна с точки зрения её назначения и путешествий по миру. Речь пойдет об Образе Богоматери с младенцем и ритуале Мазараки.
В годы революции в России семьи меняли место жительства и увозили с собой ценности. Потомки не всегда могут определить какое наследство имеет искусствоведческую ценность, а какое важно в первую очередь для членов семьи.

Образ Богоматери с младенцем, а вместе с ним и воспоминания о ритуале Мазараки, приехал в Россию из Соединенных Штатов. Американские специалисты увидели в иконе вариацию на тему «Умиление», созданную в первой половине XIX века. Они соотнесли ее с русским иконографическим типом Богоматери Корсунской на основе композиционного извода иконы. На обратной стороне был оттиск в виде клейма Первой московской артели ювелиров и Московского окружного пробирного управления. Также на иконе размещался старинный рукописный бумажный штамп с печатью Храма Гроба Господня в Иерусалиме, дата «1858 год» и надписи на русском и греческом языках, указывавшие на владелицу — Елизавету Алексеевну Мазараки.
В иконе оказалась интересна не только как произведение искусства, но и то, что с ней происходило. Исследователи, составлявшие заключение, обратились к семье и выяснили, что икона имела отношение к ритуалу 8 января 1860 года во время благословения на брак Елизаветы Алексеевны и Харлампия Васильевича Мазараки, врача, заведовавшего больницей Машгав Ладах в Иерусалиме.
Случайная встреча изменила судьбу молодой девушки, а икона стала спутником жизни пары и свидетелем рождения семейных ритуалов Мазараки, которые супруги пронесли через всю жизнь.
Суть ритуала Мазараки заключалась в том, чтобы при выходе из дома перед долгой поездкой обращаться к образу и просить о быстром возвращении.
Харлампий Мазараки был не только врачом, но и дипломатом. Он владел несколькими языками, был доверенным лицом правительства Греции. Супруги Мазараки часто путешествовали вместе и всегда проводили ритуал с домашней иконой.
Таакже к иконе обращались во время ежегодного семейного освящений больничного помещения, где работал Харлампий Васильевич. Освящение проводили в крупные религиозные праздники.
Также Елизавета Алексеевна вела благотворительную деятельность в больнице, беседовала с местной паствой и благословляла их с помощью образа.
Истории о семейных ритуалах Мазараки сохранились в письмах родным.
Когда Харлампия Васильевича не стало, Елизавета Алексеевна вернулась в Россию и заказала для Образа Богоматери с Младенцем серебряный оклад. Когда не стало и владелицы, икона пропала. И вот спустя сто лет искусствоведческая экспертиза и личный интерес исследователей позволили вернуть семейную реликвию.