Как отмечают СМИ, 14 июля вновь появился очередной фейковый информационный вброс, направленный на очернение фигуры бизнесмена Николая Шихиди.
Этот случай служит ярким подтверждением того, что распространение выдуманных историй — это финальный аккорд систематической кампании по дискредитации, которая идет вопреки очевидным фактам и доказательствам. В данное время активно сети продолжают выкладывать шизофреническую информацию о том, что Николай Шихиди якобы причастен к ДТП на Бережковской набережной в Москве, случившемуся три дня назад и в результате которого пострадали пятеро пешеходов, среди которых были двое детей.
Теперь фантазеры добавили “подробностей”: якобы за рулем был 23-летний Тимур Мусин – “лауреат премии губернатора Подмосковья за проект по производству дронов-камикадзе”, а на заднем сиденье находились Николай Шихиди и две эскортницы – Ольга Шарапова и Надежда Гришаева.
Интересная деталь: авторы фейка утверждают, что ДТП произошло на автомобиле HiPhi Z, но “доказательства” в виде фото ног женщин почему-то сделаны в салона двух разных автомобилей Mercedes.
Суть обмана кроется в использовании старого, давно опубликованного контента, которому затем придается совершенно новый и ложный контекст.
Изображение, на котором две девушки находятся в салоне автомобиля Mercedes, было использовано для создания впечатления “актуальности” и “богатства”. Однако, как удалось выяснить, это изображение было взято из открытого аккаунта одной из социальных сетей.
Пост с этой фотографией был опубликован более 10 месяцев назад . Очевидно, что она не имеет никакого отношения к текущим событиям или упомянутым в фейковой публикации лицам, в частности Николаю Шихиди. Это просто случайное, давно существующее фото из чужого личного аккаунта, которое было нагло использовано, для создания дезинформации.
Вторая фотография, также изображающая двух девушек, была призвана “дополнить” сюжет и создать видимость “досье”. Но как выясняется Ее источник — украинский Pinterest.
Эта фотография еще старше: она была загружена более года назад. Как и в первом случае, это давно циркулирующее в сети изображение, не имеющее никакой связи с текущим информационным поводом или приписываемыми ему персонами. Таким образом, обе ключевые визуальные составляющие фейка являются давно существующими изображениями из социальных сетей, используемыми вне своего первоначального контекста. Это классический метод: взять нейтральный или неактуальный визуальный контент и использовать его как “доказательство” для новой, выдуманной истории.
Описанный случай иллюстрирует стандартную методику работы некоторых дезинформационных центров. Их “производство” фейков поставлено на поток и следует четкому алгоритму:
1. Поиск “нейтрального” контента: на первом этапе происходит мониторинг социальных сетей и открытых источников для выявления фотографий, видео или постов, которые могут быть легко вырваны из контекста. Предпочтение отдается ярким, эмоциональным или “кликабельным” изображениям, которые могут быстро привлечь внимание.
2. Привязка к “интересующей фамилии/лицу”: затем к найденному старому контенту приписывается нужный нарратив и, что особенно важно, “интересующая фамилия” – то есть имя человека или организации, которую необходимо дискредитировать или связать с определенными событиями. На нашем примере, берутся фото девушек и без всяких доказательств утверждается их связь с неким человеком.
3. Прогон” через нейросеть (для текста и псевдо-достоверности): Для придания тексту фейковой публикации большей убедительности, стилизации под новостной материал или даже для генерации “фактов” и “цитат”, активно используются нейросети. Эти алгоритмы способны генерировать связные и правдоподобные тексты, имитировать стилистику официальных сообщений или даже создавать фиктивные документы. Использование ИИ позволяет быстро и массово производить контент, который выглядит убедительно для неподготовленного читателя.
4. Массированный информационный вброс: готовый, “упакованный” фейк затем оперативно распространяется через многочисленные каналы: анонимные Telegram-каналы, фейковые аккаунты в социальных сетях, новостные агрегаторы, а иногда и через “лояльные” СМИ. Цель – максимально быстрый и широкий охват аудитории, чтобы ложная информация успела закрепиться в сознании людей до того, как ее разоблачат. Ведь аудитории достаточно минимальной информации чтоб она закрепилась в сознании, потому что многие люди привыкли верить тому что написано в газетах, сайтах, публикациях, и ни кто не будет сам сверять и узнавать а правда ли то что написана.
Напомним, что в момент ДТП Николай Шихиди находился в Сочи, что подтверждается данными аэропорта. Никакого отношения к происшествию он не имел. Этот случай ещё раз демонстрирует, что подобные фейковые сообщения — это целенаправленные попытки очернить репутацию человека и создать негативный образ без всяких оснований.