Против модной одежды

Первым официально санкционированным консервативным органом стало Русское собрание, объединившее творческую интеллигенцию, чиновников и землевладельцев. Основанное в 1900 году в Санкт-Петербурге, оно имело целью остановить «распространение космополитизма высших сфер русского общества». С этой целью его члены знакомили сограждан с их культурным наследием: организовывали лекции, литературные чтения и вечера. Более того, одежда, этот основной признак космополитизма, играла в деятельности Собрания ключевую роль. Согласно Уставу, «русская одежда, приведенная художественным вкусом к удовлетворению потребностей настоящего времени, должна появиться сначала на праздничных вечерах собрания, а потом выйти за его пределы» .

Роль одежды в Русском собрании показывает, насколько тесно переплетались понятия личной и национальной самоидентификации для ряда русских деятелей в последние годы существования Российской империи. Культурный национализм многих художников и портновская политика царского двора способствовали тому, что консервативные поборники национальной идеи использовали одежду как оружие в борьбе с теми, кто пытался изменить Россию. Как и славянофилы, члены Русского собрания отвергали космополитичную европейскую моду, скрывающую их истинную русскую самобытность. Однако могли ли современные люди, живущие в мире автомобилей и велосипедов, чувствовать себя комфортно в боярском платье XVII века? Одно дело надевать одежду своих предков на балы и другие общественные мероприятия; другое — ходить в неудобных платьях и головных уборах на биржу или на государственную службу.

Русским правым силам предстояло разрешить это противоречие. Когда в феврале 1905 года царь Николай II дал понять, что рассматривает создание законодательного органа власти, правые силы, наконец, решили вмешаться в политическую борьбу, чтобы «спасти» правительство от его собственных ошибок. Русское собрание становится более политизированным, появляется ряд других политических объединений правого толка. Самым известным из них стал радикально антисемитский Союз русского народа (СРН), основанный в октябре 1905 года. В отличие от Собрания, СРН опирался не только на аристократию и чиновников, но и на профессионалов и коммерсантов. Он пытался привлечь на свою сторону рабочих и крестьян, обещая доступные кредиты, улучшение условий труда и перераспределение земли. Неизвестно, насколько успешны были эти попытки; во всяком случае, участвуя в кровавых уличных демонстрациях и погромах, СРН привлек к себе много внимания.

Несмотря на существовавшие между Русским собранием и СРН политические разногласия, они сотрудничали по ряду вопросов во время и после революции 1905 года. Одной из таких инициатив было создание в ноябре 1907 года вспомогательного отделения для женщин — Союза русских женщин (СРЖ). За некоторое время до этого в том же году четыре женщины — члены Русского собрания обратились к его председателю князю М.Л. Шаховскомус просьбой о создании нового союза, целью которого было бы «объединение русских женщин всех сословий и состояний на почве общественной и экономической жизни». Как и в случае с другими организациями правого крыла, женщины иудейского вероисповедания были единственной группой, которой не разрешалось вступать в Союз. При поддержке Шаховского организаторы утвердили официальный устав и организовали штаб-квартиру в Петербурге. Покровителем СРЖ стала императрица Александра.

Для достижения женской солидарности основательницы СРЖ разработали амбициозную разноплановую программу, которая отражала глубокую сложность и противоречивость жизни русских женщин в начале ХХ века. Во-первых, они были намерены открывать мастерские, столовые, магазины и мануфактуры, театры, школы, библиотеки и читальные залы. Во-вторых, они хотели создавать благотворительные организации, например ясли и убежища для бездомных. В-третьих, они надеялись публиковать газеты, журналы, книги и брошюры, а также проводить лекции, чтения и концерты. Наконец, лидеры СРЖ хотели создать общество взаимопомощи, кредитный союз для всех членов общества и построить собственную церковь. Для финансирования этих проектов основательницы определили ежегодный членский взнос в 50 копеек, процент от продаж в магазинах Союза и прибыль, получаемую от разнообразных культурных мероприятий.

Активно начав, СРЖ вскоре потерпел поражение. Ежегодных взносов было недостаточно для того, чтобы финансировать проекты, которые определила для себя организация. В ноябре 1910 года глава СРЖ и одна из его основательниц, А.П. Чебышева, оставила свой пост из-за болезни. На ее место членами Союза была выбрана Мария Николаевна Дитрих, урожденная графиня де Рошфор.

Дитрих хотела оживить Союз, но вместе с тем она изменила саму природу организации: теперь во главу угла ставились не политические, а культурные и бытовые приоритеты. В 1912 году она подала новый устав на одобрение правительству. Этот документ отражал радикально новый взгляд на организацию и на то, как развивались правые силы после революции 1905 года. Новой целью СРЖ стало «поддержание и поднятие красоты национального духа и всех исконных творческих начал и бытовых особенностей русского народа повсюду». Далее сообщалось, что, учитывая главное призвание женщин — воспитывать новое поколение «как верных сынов отечества», — русские женщины должны способствовать «развитию познания Родины» у своих детей. Если члены СРЖ чувствуют в себе силы для выполнения столь благородной миссии, то новые правила помогут им в этом начинании: «…члены Союза русских женщин, тем не менее, стали совершенно в стороне от всякой политической деятельности, считая активное выступление женщины на арену борьбы партий несовместимым с высоким идеалом женщины, и стараясь найти для проведения своих верований в жизнь более красивые, более близкие им формы».

Участие женщин в политической жизни считалось неестественным, поэтому СРЖ решил посвятить себя более «женским» занятиям; неудивительно, что эти занятия включали в себя и шитье. Начавшаяся в 1912 году Первая Балканская война между Балканской лигой (Болгария, Сербия, Греция и Черногория) и Турцией заставила многих русских патриотов начать сбор помощи братьям-славянам. Члены СРЖ, среди которых было множество графинь и баронесс, собирались в квартире Дитрих в Петербурге и шили вещи жертвам войны. За месяц они собрали более 1000 рублей, чтобы купить ткань, необходимую для теплых пальто, носков и простынь, которые отправлялись на Балканы. В 1913 году СРЖ получил разрешение устроить кустарную школу-мастерскую для девочек под Санкт-Петербургом для того, чтобы обучать их традиционному рукоделию, чтобы потом продавать их продукцию в киосках под вывеской фонда по всей столице. Во всех этих начинаниях шитье утверждалось как патриотичное и женственное занятие.

Но шитье одежды для жертв войны не отражало более широкую миссию СРЖ — способствовать развитию «знаний о Родине». С этой целью в 1912 году Союз стал устраивать так называемые «боярские посиделки», где продавались предметы русского искусства и ремесленного промысла. Некоторые из членов Союза носили русское национальное платье, которое самостоятельно шили себе для этих собраний. Их целью было вдохнуть новую жизнь в русский костюм, приспособить его к современным требованиям и способствовать его распространению. В более современном варианте национальной одежды женщины выбирали темные цвета для платья и светлые — для головных уборов. Женщины, одетые в русские костюмы, утверждали, что выглядели и чувствовали себя абсолютно русскими. Однако в попытках СРЖ модернизировать традиционное русское платье не было ничего особо оригинального. С конца XVIII века придворный женский наряд соединял в себе европейские и русские техники шитья. Однако, по мнению СРЖ, женщины должны были носить модернизированное русское платье не только при дворе, но и в повседневной жизни.







Подписывайтесь на нас